Согласно крылатой фразе XIX века, главными проблемами России являются дороги и дураки. Применительно к веку XXI, худшей из бед становится третья – когда пьяный дурак несется по дороге. Несовместимость алкоголя и вождения перестала быть очевидной истиной для немалого числа водителей и автовладельцев.
Число дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых стали пьяные автомобилисты, имеет тенденцию к росту в целом по стране уже на протяжении нескольких лет. Например, в Мурманской области «пьяных аварий» стало больше на 58 %, в Тверской – на 94 %, в Астраханской – аж на 130 %, сравнение приведено по первым восьми месяцам 2012 и 2011 годов. Только в Красноярском крае в 2012 году зафиксировано 433 подобных ДТП, в Москве – 152. И за каждой цифрой скрываются искалеченные тела и изувеченные судьбы, в том числе непрожитые судьбы детей. Наших детей.
Человек так устроен, что статистика его не впечатляет. Очень жаль, но для эмоциональной встряски, для осознания запущенности беды «пьяный дурак на российской дороге» потребовался шок. Произошедшая 22 сентября авария на Минской улице российской столицы действительно шокирует – и последствиями, и подробностями. В стоявших на автобусной остановке людей врезается двухтонная Toyota Crown на скорости 190 км/час. Семеро человек погибают на месте, пятеро из них – подростки. Водитель и не думал тормозить, да он вообще ни о чем не думал.
Как можно садиться за руль, когда «пьешь третий день подряд» - фраза взята из протокола допроса семикратного убийцы? Как можно ездить днем по городу на скорости 190? Очевидно, что действующая ныне система штрафов и прочих наказаний за управление автомобилем в пьяном виде неэффективна. Она не предотвращает вождения подвыпившими или нализавшимися в стельку…ну, сами понимаете, кем. То есть:
Президент России В.Путин и премьер-министр Д.Медведев практически одновременно заявили о необходимости проанализировать законодательство и повысить гражданскую ответственность на дорогах. Прежде всего – с точки зрения предотвращения таких тяжких последствий, как на Минской улице российской столицы. Последовала и реакция законодательной власти, пока на уровне предложений отдельных депутатов и целых фракций.
Видимо, впечатление от резонансной аварии сильно повлияло на отдельных парламентариев. Иначе трудно объяснить экстравагантность некоторых инициатив. Например, депутат Ш.Саралиев предложил сажать виновников ДТП с гибелью людей пожизненно, что является для России высшей мерой наказания. Фракция ЛДПР выдвинула идею конфискации средства передвижения, причем не только за управление машиной в пьяном виде, но и за передачу «руля» подвипившему другу-родственнику-приятелю. Есть в Думе и вполне адекватные идеи, касающиеся увеличения штрафов за автомобильное движение без прав или «подшофе».
Профилактика «пьяных аварий» должна начинаться еще на уровне управления без водительских прав или вождения после небольших алкогольных возлияний. И вот тут возникают две проблемы, которые обязательно должны учитываться в законодательных актах:
Во-первых, у любого человека есть естественное содержание алкоголя в крови. В среднем эта цифра составляет 0.2 промилле (у убийцы Toyota Crown было 1.55, то есть в восемь раз больше). Эти средние 0.2 промилле обусловлены потреблением кваса, йогуртов, конфет и других продуктов, никоим образом к алкоголю не относящихся. Однако по нынешним законам любой процент алкоголя в крови квалифицируется как опьянение. Видимо, следует вернуться к разрешенному нормативу – до 2010 года он составлял в России 0.5 промилле, потом был отменен.
Возвращение разрешенных норм можно увязать с расширением экспресс-пунктов по анализу крови, которых можно комплектовать сводными нарядами из сотрудников ГИБДД и врачей. Переменный состав нарядов снизит коррумпированную опасность для всех участников дорожного движения. Сейчас водитель может отказаться проходить тест на основании недостатка времени и других причин, мобильное тестирование прямо на дороге будет быстрым и показательным. Разумеется, обязательно необходимо разработать методику отличия естественного уровня промилле от процента, инспирированного алкоголем.
Во-вторых, есть категория участников движения, которым никакие штрафы не страшны. По статистике МВД, за последние два года неоднократно лишались прав за пьянство 18.000 (!) водителей. Среди них имеются такие особи, у которых права изымались по 70-80 раз. Многократное изъятие прав не работает. Видимо, следует ужесточить процедуру их возврата – например, обязать водителей заново сдавать экзамен после лишения водительского документа. Далее, само количество изъятий не должно быть безразмерным. Разве нескольких случаев (допустим, трех или четырех) недостаточно для очевидных выводов? Постоянное пьянство есть алкоголизм, и он несовместим с шоферским трудом. В ряде цивилизованных стран таких водителей ставят на учет в наркологические диспансеры и в судебном порядке запрещают им водить автомобиль.
Вождение в пьяном виде должно жестко пресекаться, и страх огромных штрафов выглядит достаточно весомой мерой. Если знать, что полбутылки водки обойдутся тебе в 100.000 рублей - сто тысяч раз подумаешь, прежде чем рюмочку налить. Удар рублем выглядит предпочтительнее многолетнего лишения прав. Финансовые потери ощутимы даже гипотетически, документ же можно поделать или тайком ездить без него.
Управление вообще без прав, да еще и в пьяном виде – по всем цивилизованным нормам преступление, а не правонарушение. Вне зависимости от совершения аварии таким «управленцем», подобная безответственность заслуживает незамедлительного уголовного наказания. На первый раз достаточно пятнадцатисуточной уборки улиц и мытья подъездов, без возможности замены административного взыскания штрафами. Тогда и желание погонять после пьянки с ветерком поубавится, и гибнущих на дорогах россиян станет меньше. Фронт борьбы с автомобильным алкоголизмом следует перенести на ранние стадии, не доводя до катастрофических аварий.